Банковские сети под влиянием инноваций

+1
-31
-1

Бановский рынок претерпевает структурные изменения, в основе которых лежит внедрение кредитными организациями инновационных проектов - технологических, продуктовых, организационных, маркетинговых. Банки во всем мире вынуждены повышать качество услуг. Для того, чтобы совершенствовать внедрять новые банковские продукты, им приходится полностью переделывать ИТ-инфраструктуру. Данные изменения, безусловно, влияют на уровень и способы региональной банковской экспансии а также степень обеспеченности банковскими услугами локальных территорий России.


Одной из современных тенденций в области банковского дела является расширение сетевых банковских структур за счет использования приложений для iPhone, iPads, развитие присутствия в социальных сетях. Такие способы коммуникации с клиентом позволяют привлечь новые поколения покупателей, которые проводят банковские операции в новом формате. Это приводит к необходимости модернизации систем, используемых в настоящее время. Затраты на IT-системы для банков высоки, но такие расходы оправданны, поскольку позволяют осуществлять поставленные стратегические цели.
Исследование статистических данных развития российского банковского рынка позволило выявить положительные тенденции в части увеличения количества отделений с 2006 г. по настоящее время на 27% или 9577 отделений.
За счет ускоренного роста, показатель обеспеченности населения банковскими услугами в РФ достиг мирового уровня. Согласно расчетам автора, по состоянию на 01.12.2011 на 100 тыс. чел населения в США приходится в среднем 31 банковское отделение. В России данный показатель составляет в среднем 30 отделений на 100 тыс. чел населения страны. 

Внедрение новых банковских технологий, развитие удаленного обслуживания посредством банкоматов, терминалов, каналов сети Интернет, голосовых каналов телефонной связи, мобильного банкинга – является для небольших кредитных организаций существенной статьей расходов. Одновременно возникает необходимость инвестировать в безопасность функционирования данных технологий. Опросы потребителей за рубежом отражают нарастающую популярность использования каналов удаленного обслуживания для проведения операций по счетам.
Несмотря на увеличение количества банковских отделений в России, число самостоятельных кредитных организаций, а также их обособленных подразделений – филиалов, существенно сократилось с 2006 года. Динамика противоречит общей положительной тенденции изменения институциональных показателей банковской системы страны.
 Одной из причин, объясняющих снижение количества кредитных организаций в России, является их объединение с целью наращивания конкурентоспособности за счет внедрения инноваций. Бюджет крупной структуры может позволить инвестировать больше в разработку новых банковских продуктов, информационных, маркетинговых технологий.
Закрытие операционных касс вне кассового узла связано с неспособностью отделений данного формата соответствовать потребностям клиентов. Узкий законодательно разрешенный круг операций, сделал банковские отделения такого формата неэффективными.
 Статистические данные отражают увеличение количества банковских отделений в России в абсолютном выражении на 9577 ед., в то время как общее снижение количества кредитных организаций, их филиалов, а также операционных касс вне кассового узла, составляет 7125 ед. Это означает, что в период с 2006 г. по 2012 г. происходило замещение одних форматов обслуживания другими. 
Революционным этапом развития банковской системы можно считать 2007 год, когда Центральным Банком был законодательно введен новый вид внутреннего структурного подразделения кредитной организации – операционный офис. На 01.01.2012 количество банковских отделений, открытых в этом формате составляет 5360 ед. Основное преимущество отделения в формате операционного офиса – это возможность его открытия в рамках федерального округа, на территории которого находится головной офис кредитной организации или филиал. Для многих банков операционный офис стал полноценной заменой филиалу в российских регионах, поскольку установленные Центральным Банком ограничения на осуществление операций операционным офисом не затрагивают возможности оказывать услуги клиентам, и направлены только на обеспечение управляемости крупными финансовыми рисками.
Можно с уверенностью сказать, что в ближайшие несколько лет динамика сокращения количества самостоятельных кредитных организаций не изменится. Кроме того, государственная политика направлена на повышение капитализации банковского сектора, в связи с чем, собственный капитал кредитных организаций с 2012 года должен составлять не менее 180 млн. руб., а с 2015 года минимальный размер собственного капитала банка достигнет 300 млн. рублей для существующих кредитных организаций. Объединения банков, трансформация региональных сетей - приводят к дополнительным рискам в процессе внедрения организационных инноваций. Структура форматов банковских отделений будет изменяться с учетом требований рынка, на котором технологические и продуктовые инновации уже в настоящее время занимают существенную долю. Обеспечению инновационной деятельности банка должно сопутствовать исследование особенностей региональных рынков, включающее в себя изучение возможных рисков, возникающих в ходе реформирования региональных подразделений кредитной организации.
Рубрика: