Сиротство, общественность, государство

+1
-99
-1

В доисторические времена люди жили племенами, которые являлись, как семьей, так и обществом. Из-за постоянных войн, из-за битв с хищными животными люди часто погибали. Среди них были и родители детей. Если погибала мать-кормилица, то за младенцем ухаживала другая женщина и само племя. Оставшись без биологических родителей, ребенок не считался сиротой и продолжал жить полноценной жизнью. Так как племена существовали по родственному принципу, то по большому счету, они считались большой единой семьей, которой ребенок, при потере родителя, не лишался.

На «каменной газете» (каменном рисунке, петроглифе), найденной в штате Аризона, изображена фигура взрослого человека. Над ней, вверху с права, изображен человек более маленьких размеров (ребенок) по обе стороны которого расположены силуэты птиц. В основном, наскальные рисунки, носят символический характер, а так же, жизненно важную информацию эмоционального уровня людей того времени. Судя по петроглифам, первобытные люди берегли своих детей (даже обожествляли), как будущего воина, добытчика или, как продолжательницу рода, как дар духов. 
В доисторическое время о сироте заботился человек и племя (общество).

На смену семейной форме «племя», пришел новый вид семьи (который сохранился до наших времен). Появляется в употреблении и слово сирота. "Гермес называет светящийся камень в темноте "сиротой". Камень - "сирота" из-за его уникальности, больше такого нигде нельзя было увидеть (единственный, один, одинокий)"(К. Г. Юнг).
Пришло время Древнего мира. Время разделения на бедных и рабов, на богатую знать и царей. Время рассветов и закатов различных цивилизаций. Время Великого переселения народов и захвата других земель. Время появления и утверждения государственной власти.

В связи с постоянными и беспощадными войнами семья нового вида (а именно, малочисленность ее членов, относительно племени), находилась под большой угрозой исчезновения. Многие семьи, деревни, города просто стирались с лица земли. Если детям удавалось выжить, то они становились сиротами. И каждого из них ждала своя судьба, согласно социальному положению его погибшей семьи. Ребенок знатного сословия (в том числе не законнорожденный) попадал под покровительство родственников, отдавался для спартанского или афинского воспитания, в школы жрецов и писцов Древнего Египта, в жилища мудрецов и различные общины Древнего Китая. А выходец из простого народа, в основном, становился товаром, рабом, рабочей силой, бродягой. 

Люди древнего мира всеми силами старались сохранить свои семьи, как святую святых. "Сжался над нами и в бой не иди, оставайся с богиней, чтоб сиротою не сделать ребёнка, вдовою — супругу» (говорит Андромаха Гектору). 
Не смотря на разделение бедных и богатых, на суровость времени, люди Древнего мира относились с особой заботой к сиротам, к обездоленным. Многие в оказании помощи видели исцеление души, расположение к себе всевышней силы. «Я хоронил стариков. Я был отцом сироте, мужем вдове» - было высечено на одной из гробниц времени Хуфу. «Око видевшее восхваляло меня, потому что я спасал вопиющего бедного человека, сироту и беспомощного» (Иов 29:11-13) — написано в Библии о временах Авраама.
Государственная забота о сиротах находилась в различных стадиях. Если в Древнем Риме высшим обществом уже создавались социальные пособия для сирот, появлялись различные виды усыновления («arrogatio» и «adoptio»), а в Индии вступали в силу Законы Хаммурапи о семейно-брачных отношениях и правилах усыновления, то в Древней Руси отсутствовали меры государственной помощи. С появлением христианства значимую роль в проблеме сирот решала церковная благотворительность. Служители церкви (как и во все последующие века) считали обездоленных людей первыми любимцами Бога. "Ты - не сирота. У тебя есть друг...Ты - Божья сирота" (в одном из обращений Августина).

В средние века сирот из знатного рода под свою опеку, в основном продолжала брать церковь (расширялась сеть богаделен, приютов при монастырях). А так же, князья, рыцарские благодетели, общины, где дети получали ни только кров, но и воспитание. К сожалению, образование того времени, из-за диктаторства религии, было в упадке. Царили неграмотность (даже среди царей), невежество, искоренялись науки.
Сироты бедняков жили в других крестьянских семьях или у ремесленников. Либо существовали за счет мирского подаяния, предавались скитаниям, получая богатый опыт жизни.
В этот период активно помогает сиротам народ и церковь. Милостыню, стихийным образом, дают и государи (подаяния по большим праздникам, средства на создание приютов при монастырях).

Эпоха Возрождения, зародившаяся в Италии, разбудила мир идей гуманизма, где человек был признан высшей ценностью на земле. На горизонте педагогической деятельности появились Ян Коменский с трудами о «мастерской человечности» и «материнской школой», Джон Локк с мыслью о «воспитании к самостоятельному добыванию знаний». Пришло время реформ, а значит, и Новое время для детей-сирот. Теперь заботой о ребенке, оставшемся без родителя, занимались светские и гражданские законы. Здесь (с данного абзаца) концентрируем внимание на одном из государств, а именно, Российском.

Фрагмент из указаний Петра I: «чтобы сироты не оставались без опекунов, назначение которых и наблюдение за которыми поручает магистратам же”. (Невзоров А. Цит. соч. С.103.). Именно в это время появляется первое установление опеки, как особое государственное учреждение с властью, контролирующее деятельность опекунов. Стали появляться специальные детские учреждения «гошпитали» (через букву «ш»), в основном, около церквей. Сюда тайно приносили незаконнорожденных детей и детей девиц легкого поведения. Церковь продолжает принимать активное участие в судьбах сирот. Так, например, в Новгороде митрополитом Иовом, по его собственной инициативе, было построено около десяти “сиропитательниц”, где воспитывалось до трех тысяч детей. Многие из которых, в том числе и дети бедных, сперва поступали в школы полудуховного характера. А затем становились, кто служителями при церкви, кто посадскими людьми. 

В этот период на проблемы сиротства стало обращать серьезное внимание и само государство. 

На смену одной эпохи приходит другая, как логическое развитие Нового времени. Настает эпоха Просвещения. Здесь свою большую педагогическую лепту вносит Жан Жак Руссо с мыслью о «двух университетах: сама жизнь и самообразование».
Екатериной II, под влиянием просветительской идеи Европы, создаются в Москве и Санкт-Петербурге Воспитательные Дома для сирот. И не просто. Миссия данным учреждениям предписывалась особая, а именно, в выращивании “новой породы людей”. Имелись ввиду дети, как будущие граждане, которые способны служить отечеству, а так же, владеть различными искусствами и ремеслами. Планировалось при данном учреждении разместить детей и «третьего сословия», но помешала этому массовая смертность детей. В течение первых четырех лет в Московском Воспитательном Доме «из принятых 3147 детей больше 82 % умерло». (Яблоков Н.В. Цит. соч. С.29.). По этой причине Екатерина II издает Указ об устройстве детей в добродетельные семьи, «дабы научился науке или промыслу или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином». «Раздача» детей шла и в деревенские семьи. Кстати, как и в наше время, государство платило «временным приемным семьям». Когда ребенку исполнялось 9 месяцев, (а позже, 5-7 лет), то его возвращали в Воспитательный Дом.

XVII (с середины), XIX века отмечаются интенсивным расширением милосердия, подвижничества, благотворительной деятельности (особенно женской благотворительности). Так, например, на пожертвования Алексеевых строится приют с ремесленным училищем для сирот. Елизавета Михайловна Медведникова после своей смерти оставляет денежные сбережения для создания приюта для девочек-сирот, который позже был построен в городе Иркутске. Особенностью данного учреждения стало то, что в нем давали образование для детей сирот всех сословий. С Медведниковский приюта появилась история женского образования в Сибири.
Возрастает активность гражданского общества и общественных организаций. Создается благотворительный Совет детских приютов Москвы, а так же, общества: «Синий Крест», «Красный крест», «Капля молока», «Женская помощь», «Общество поощрения труда», «Дом трудолюбия для образованных женщин» и многие другие. К 1917 году на территории России появилось более 12 тысяч благотворительных заведений.

Глядя на гражданскую и общественную активность, государство начинает оказывать всевозможную помощь, в основном, приютам для нравственно запущенных детей. Но вскоре в России, в связи с интенсивным ростом «тайного приноса» детей, прекратилось строительство воспитательных домов, сирот стали направлять в сельские семьи, для выращивания «сельского сословия». Таким образом государство стало бороться с сиротством и системой «тайных приносов». Наряду с этим, появляется, так называемое «городское воспитание», то есть, государство матерям выделяло определенную плату за то, что они воспитывала своих детей (не плохо, если бы это возобновилось сегодня). Оплата шла, пока возраст ребенка не достигнет семи лет. И как бы не пыталось государство приостановить строительство новых приютов, они все-равно требовались, и продолжали строиться, в основном, при поддержке благотворителей и служителей церкви. Для контроля над приютами появляется Комитет главного попечительства и разрабатывается “Положение о детских приютах”. Что в свою очередь дало возможность родителям открыто, официально сдавать своих детей в приюты. Своего рода, государство и общественность делают официальное признание о расширении сети сиротства и наличии социального сиротства. 

Как, мы видим, что именно в данный период, как со стороны частных лиц, как со стороны общественности, так и со стороны государства ведется активная работа по решению проблем сиротства в стране. Именно в это время оформляется система пособий детям военнослужащих, погибших в годы войн, открываются первые суды по делам о малолетних преступниках, появляются рабочие законодательства.

Настает сотрясающий XX век для детей России. Первая мировая война, революция 1917 года, переход от одного строя к другому, гражданская война, вторая мировая война, сопровождаемые бесконечной разрухой, репрессиями, голодом, болезнями, высокой смертностью. Появление новых негативных явлений в развитии советского общества, распад Союза, перестройка. Появление «новых бедных» и «новых богатых», беспризорность.

К 1910 году в России - 2,5 млн. беспризорных детей. К 1921 году - до 4,5 млн.
После второй мировой войны появляется 650 детских домов. В 1958 год - 4 065 детских домов, 367 тыс. воспитанников. 1990 год - 564 детских дома, в 2004 году их количество увеличивается почти втрое и стало составлять 1,4 тысячи. В начале 2007 г. - 748 тысяч детей-сирот (где, в основном, социальные сироты). «Арифметика поражения» детского благополучия в России XX века имеет яркое выражение.

Появление страны Советов ознаменовало себя открытием многочисленных приемников, куда попадали дети с последней стадией дистрофии. Резко росло количество различных приемно-распределительных пунктов, куда доставляли беспризорников и где шла подготовка детей к вступлению в организованные коллективы. Оперативно создавались сотни детских домов, трудовых колоний, коммун, учреждений интернатного типа для временного содержания или длительного проживания. В 1917 году в детских домах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1918 – 75 тысяч, в 1919 – 125 тысяч, в 1920 – 400 тысяч, в 1921-22 – 540 тысяч детей. В России именно в этот период появляется и основательно закрепляется такой социальный институт, как детский дом.
В связи с интенсивным ростом детских домов и строительством Советского государства начали проводиться, один за другим, различные съезды по охране детства, по вопросам работы детских учреждений.

 Появление такой яркой педагогической личности, как Антон Семенович Макаренко сыграло большую роль в реформации детских домов того времени. Благодаря результатам его эффективной методики, построенной на «коллективе» и «хорошо организованном производственном труде», государство увидело большую и значимую роль детских домов (колоний, коммун) в создании нового государства. В воспитанниках власти вдруг увидели вместо «бродячего элемента», «преступного элемента» и «беспризорной массы» (как было указано в личных делах детей) полноценных граждан, которых необходим срочно «втягивать в ряды комсомола». 

Коммуна Антона Семеновича сумела перейти на хозрасчет. Окупались все расходы: на жалование учителям, на оборудование кабинетов, покупку автобусов, на проведение летних лагерей. Коммуна им. Дзержинского давала несколько миллионов рублей чистой прибыли государству. Более трех тысяч воспитанников Макаренко, из бывших колонистов и коммунаров, вышли квалифицированные рабочие и инженеры, руководители крупных предприятий, выдающиеся учителя, врачи, художники, артисты, юристы, журналисты. 
Благодаря удачному эксперименту педагога Макаренко, в свет вышло постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1925 года о мероприятиях по подготовке воспитанников детских домов к трудовой общественно-полезной деятельности. И постановление от 5 апреля 1926 года о порядке и условиях передачи воспитанников в крестьянские семьи для подготовки их к сельскохозяйственному труду. В результате проведенных работ число беспризорных детей и подростков резко сократилось. Если в 1923 году в стране насчитывалось 3 тысячи 971 детских учреждений и 253 тысячи 237 воспитанников, то в 1927-28 годах учреждений сократилось до 1 тысячи 922, а число воспитанников до 158 тысяч 554 человек. Вскоре началась реформация в данных учреждениях. Детские дома стали делиться на: дошкольные (воспитывались дети от 3 до 7 лет); школьные, где воспитывались дети от 8 до 15 лет и подростковые, где воспитывались подростки от 15 до 18 лет. Основными принципами работы детских домов в конце 20-х начале 30-х годов были самоуправление, самодеятельность и самообслуживание.
В этот период государство отвергло благотворительность и активность общественных организаций, происходит ликвидация прежних государственных, общественных и частных благотворительных учреждений. На смену пришло шефство государственных организаций. А в военные время к ним активно добавился ВЛКСМ под лозунгом «Клянемся мы пролитой братьями кровью, что горе сирот нам не будет чужим, что лаской, приветом, заботой, любовью, мы их, как родная семья, окружим». Но к 1948–1950 годам, когда среди контингента воспитанников больше стали появляться дети матерей-одиночек и родителей, отбывающих наказание в местах лишения свободы в следствии послевоенных репрессий, данный лозунг исчез.
С возрастанием большого количества детских домов после второй мировой войны, государство вспоминает о «патронате». И выносит Постановление «О порядке передачи детей на воспитание в семьи трудящихся». К концу войны насчитывалось 678 тысяч детей, оставшихся без родителей. Из них 278 тысяч находились в семьях, заменивших родительскую.
С 1960 г. для детей сирот стали активно внедряться школы - интернаты. Многие школьные детские дома были преобразованы в школы — интернаты.

В связи с ростом благосостояния трудящихся количество детских домов и численность воспитанников в них сокращаются. В 1971 насчитывалось 1031 учреждения, 109 тыс. воспитанников.
Со второй половины 1980 года в стране «падает железный занавес» и «прорубается второе окно в Европу». Происходит «сексуальная революция», появляются «чума наркотиков и спида», «черный рынок». В это время, нарастают негативные явления в развитии советского общества, возрастает недовольство народа, общественности (митинги, забастовки, объявления голодовки). Увеличивается количество различных политических партий. С 1990 года начинается интенсивный рост количества детских домов (новая волна) в плоть до 2007 года.

Начало XXI века Россия встречает новым переворотом. Происходит распад социалистических республик. Уменьшается количество среднего класса, идет резкое разделение «бедных» и «богатых». За чертой и на грани бедности стали оказываться вполне благополучные в социальном плане люди, среди которых много специалистов с высшим (и не одним) образованием.
В 2000году поставлено на учёт почти 110 тыс. неблагополучных родителей, и свыше 6 тысяч взрослых привлечено к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. В 2002 году свыше 68 тыс. детей не посещали школу, из них 2,5 тыс. не имели даже начального образования, а более 3 тыс. детей никогда не ходили в школу. С 2006 года в приюты Москвы поступили более 3 тысяч беспризорников, но более 5,5 тысяч детей находятся еще на улицах Москвы. С 2007 года запускается государственная программа по «уменьшению социального сиротства». Из 748 тысячи детей усыновлено -153 тысячи, «взято» под опеку - 384 тысячи, «устроено» в приёмные и патронатные семьи – 37 тысяч. Но из-за не проработанного механизма как на федеральном, так и региональном уровнях, на горизонте вновь появляется «арифметика поражения» - около 30 тыс. детей были возращены в учреждения «приемными семьями».
Сегодня на помощь государству, как и в дореволюционный период, приходят церковь и гражданское общество. Возрождаются милосердие, благотворительность, подвижничество. Общественные организации в своем развитии достигли того уровня, когда они способны не только влиять на общественное мнение, но и самостоятельно решать отдельные социальные проблемы. Государство заметив серьезный общественный потенциал в решении социальных проблем, принимает ряд нормативных документов, которые направлены на развитие и поддержку этого потенциала в социальной сфере.
«Гражданское общество – оно замечает всё, что не доделывают государственные структуры, что не доделывает исполнительная власть, не доделывает правительство. И пытается поставить перед властью проблемы, на которые нужно отвечать. Вот посмотрите вопрос беспризорности, безнадзорности. Кто первым поставил этот вопрос? Кто? Это неправительственные организации. Неправительственные организации очень сильны в своей основе и деятельности, потому что работают в них нестандартные люди. Иногда удивляются, почему они там работают, но они делают огромную пользу для России, для страны» (детский врач Рошаль).
Начинает развиваться социальное партнерство общественных организаций с властью. Так как обе стороны осознают, что именно в единстве и активности всего общества возможно эффективное решение проблемы сиротства. И что это один из шансов объединения россиян и укрепления страны в целом.

Регион: 
Рубрика: